Разработки уроков

Урок  по теме "Виды алгоритмических конструкций"

Урок по теме «Функциональный состав компьютера»

Урок-семинар по теме «Программное обеспечение компьютера»

 

Урок по теме "Виды алгоритмических конструкций"

Цель урока:

Обеспечение урока:

 Компьютеры  с операционной системой Windows ХР, система программирования Qbasic, программа вывода на экран таблицы значений выражения в заданном интервала с заданным шагом. Интервал и шаг заданы ввиде числовых констант. Раздаточный материал с заданием для  проверочной работы. Программа, над усовершенствованием ,которой будем работать.

План урока.

I.Организационный момент. (2 мин)

II.Проверочная работа (7 мин)

III.Обсуждение задания проверочной работы (3 мин)

IV.Критическое обсуждение программы, составленной на предыдущем уроке, и составление плана работы по её усовершенствованию. (13 мин)

V.Критика программы вывода таблиц и определение домашнего задания. (3 мин)

 VI.Работа за компьютером. (10 мин)

VII.Подведение итогов урока. (2 мин)

Ход урока.

I.Организационный момент.

  1.  Проверка домашнего задания.(Во время самоподготовки дети должны были составить программу вывода на экран таблицы кубов чисел из заданного интервала с заданным шагом)

  2.  Сообщение темы урока и плана урока.

II.Проверочная работа.

Детям  предлагается карточка с заданием. Учитель сообщает учащимся, что работа оценивается в 3 балла.

III. Обсуждение задания проверочной работы.

Вопросы для обсуждения:

  1. Определите назначение программы.

  2. Что увидит пользователь на экране в случае задания отрицательного числа?

  3. Какие ошибки вы нашли в написании операторов?

  4. Какой команды не хватает, и почему вы так считаете? В каком месте программы она должна быть написана и почему?

  5. Какие команды вы бы поменяли местами и почему?

После обсуждения учитель предлагает поднять руки тем учащимся, которые всё сделали правильно. Учитель спрашивает, есть ли вопросы по проверочной работе. Вопросы задают и отвечают на них сами учащиеся.

IV.Критическое обсуждение программы, сделанной на предыдущем уроке и составление плана её усовершенствование

Программа написана на доске и подготовлена к выполнению на демонстрационном компьютере, а у детей она записана в тетради   на прошлом уроке

 Текст программы на доске

 1.Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, позволяющие ему определить, на сколько хорошо усвоена тема прошлого урока. В то же  время учащимся, не понявшие тему, имеют возможность в этот момент ее усвоить. На вопросы отвечают желающие. 

2.Учитель предлагает взглянуть на программу с точки зрения пользователя, которому нужно, с помощью этой программы произвести многократные расчеты некоторого сложного выражения. Учитель садится за демонстрационный компьютер и запускает программу на выполнение. На экран выводится результат. Учитель задает целепологающие вопросы, а учащиеся отвечают.

-Для какого интервала произвел расчет компьютер? (От 10 до 100. )

- А, если мне нужны результаты для другого интервала и с другим шагом? (Нужно найти в программе 30 строку и изменить параметры цикла.)

-  Должен ли пользователь знать язык, на котором составлена программа? ( Нет)

- Чья задача составить программу так, чтобы ею удобно было пользоваться? ( Составителя программы - программиста.)

- Нужно ли нам улучшить свою программу? (Да. Надо чтобы программа позволяла вычислять выражение для любого интервала с любым шагом.)

- Как сделать так, чтобы компьютер во время выполнения программы запрашивал у пользователя интервал и шаг?(Ввести 35 строкой команду «INPUT “Задайте интервал и шаг”;N,K,H»)

3.Учащиеся записывают в тетради внизу под программой «Корректировка программы» и далее пишут дополнительные строки программы, указывая их номер в программе.

- Как измениться оператор цикла? (Он будет следующим: «FOP X = N TO K STEP H»)

- А, если я задам интервал от положительного числа до нуля, подсчитает компьютер значение выражения? (Нет, он прекратит работать, и выдаст ошибку.)

-Поймет пользователь программы, в чем дело? Сможет он исправить ошибку в программе? (Нет. Наша задача, как программистов предусмотреть все случаи недопустимых значений переменной.)

-С помощью, какой команды это можно сделать? (С помощью команды цикла.)

-Давайте запишем на доске и в тетради эти команды, определяя их номер:

В результате диалога учителя и детей программа корректируется и её пользовательские качества улучшаются. Далее предлагается учащимся во время работы за компьютером дополнить программу стандартным блоком, для запуска программы столько раз, сколько хочет пользователь.

V.Критика программы вывода таблиц кубов.

 Учитель предлагает вспомнить домашнее задание и оценить, сделанную программу с точки зрения пользователя. Учащиеся должны сообщить. Что в этой программе тоже нужно вставить команды запроса данных об интервале и шаге с клавиатуры во время выполнения программы. А команду проверки допустимых значений переменной вставлять не надо, так как куб можно вычислить для любого числа.

 VI.Работа за компьютером

Учащиеся берут с собой тетради и пересаживаются за компьютеры. Загружают программы прошлого урока и учащиеся работают по её корректировке. После исправления текста, дети запускают её на выполнение, исправляя ошибки, если они имеются.

 Учитель предлагает учащимся выполнить программу для обоих случаев: когда вычисление возможно и когда интервал задан неправильно, поэтому вычислить выражение нельзя.

После того как, программа откорректирована учащимися и записана  на диск, учитель подводит итоги урока.

 VII. Подведение итогов урока.

1.Домашнее задание: откорректировать программу вывода кубов чисел из    заданного интервала с заданным шагом

2.Рефлексия. 

3.Выставление оценок: сообщается количество баллов, заработанных каждым учащимся за урок, которые получаются в результате суммирования баллов за проверочную работу и за устные ответы учащихся во время урока. Разброс баллов по классу от 2 до 6.


Урок по теме «Функциональный состав компьютера»

Цель урока:

 Обеспечение урока:

:   Компьютеры с операционной системой Windows 98.

:   Схема информационной магистрали, в которой сделано 5 ошибок, исполненная в приложении Word.

:   Файл с правильными ответами на вопросы игры «Несчастный случай»

:   Прайс - таблица фирмы «Элси», содержащая цены на комплектующие компьютера, на каждом ученическом компьютере.

& Карточки для домашнего задания, на которых указано, для какой цели компьютер надо купить, и какой суммой денег учащийся располагает для этой цели.

& Талончики, выдаваемые учащимся за правильные ответы.

& Карточки на которых указано, что случилось с компьютером.

7  Приложение «Калькулятор»

 План урока.

1.Организационный момент (2 мин)

2.Устное обзорное повторение темы «Функциональный состав компьютера». (5 мин)

3.Практическая работа за компьютером по исправлению ошибок в схеме информационной магистрали. (8 мин)

4.Составление таблицы «Виды долговременной памяти компьютера». (10)

5.Сообщение домашнего задания. 2 мин)

5.Закрепление темы в игре «Несчастный случай». (10 мин)

6.Подведение итогов урока. (3 мин)

Ход урока.

Организационный момент.

  1.  Сообщение плана урока.

  2. Сообщение о том, в какой форме будет проводится контрольная работа на следующем уроке.

Повторение темы «Функциональный состав компьютера» при работе с презентацией во време фронтальногоустного опроса

Вопросы для повторения:

  1. Назначение материнской платы, как принцип модульности построения реализован на материнской плате?

  2. Устройства ввода и их характеристики.

  3. Устройства вывода и их характеристики.

  4. Оперативная память, ее назначени и характеритки.

  5. Процессор, его назначени и характеристики.

  6. Как связаны характеристики оперативной памяти, процессора и информационной магистрали?

За правильный и полный ответ учащийся получает талончик, что соответствует 1 баллу

Практическая работа за компьютером по исправлению схемы информационной магистрали.

 Слова учителя: открыть файл находящийся на 5 компьютере папка «Наглядные пособия», файл «Информационная магистраль». Ваша задача найти пять ошибок в схеме, исправить их. Сохранить файл в своей папке под именем «Магистраль-Фамилия», создать ярлык для данного файла и отправить его на «Рабочий стол». За правильно выполненную работу получаете 5 баллов.Вид схемы:

Учащиеся, выполнившие работы, пересаживаются за парты и начинают чертить таблицу для следующего этапа урока.

Заполнение таблицы «Виды долговременной памяти компьютера».

Слова учителя: надо заполнить таблицу, отражая в ней название устройства,  тип носителя и объем носителя. Сначала мы заполним таблицу для тех видов памяти, которые уже знаем, а потом допишем те, о которых еще не говорили.

Первая часть таблицы (синяя) заполняется учащимися, которые получают талончик за правильно заполненную строку в таблице.

Название устр-ва

Тип носителя

Способ записи-

чтения

Объём

носителя

1

Оперативная

Память

Модульная интегральная схема

Электро-магнитный

512 Мбайт

2

Кэш-память

Модульная

Интегральная схема

Электро-магнитный

512Кбайт

3

НГМД

Гибкий магнитный диск

Электро-магнитный

1,44Мбайт

4

НЖМД

Жесткий диск

Электро-магнитный

220Гбайт

5

Лазерный дисковод, чтение

 

CD - ROM

Лазерный, только чтение

 

650Мбайт

6

Лазерный дисковод пишущий

 

CD - R

Лазерный, однократная запись

 

650Мбайт

7

Лазерный дисковод пишущий

 

CD - RW

Лазерный, перезаписываемый

 

17Гбайт

8

Лазерный дисковод, чтение

 

DWD - ROM

Лазерный, только чтение

17Гбайт

9

Лазерный дисковод пишущий

 

DWD - R

Лазерный, однократная запись

 

17Гбайт

10

Лазерный дисковод пишущий

 

DWD - RW

Лазерный, перезаписываемый

 

17Гбайт

Вторую часть таблицы (красную) учащиеся заполняют вместе с учителем, отвечая на наводящие вопросы:

  1. Для чего чаще всего используется ГМД?

  2. Достаточный ли у него объём, чтобы перенести большую программу с компьютера на другой компьютер?

  3. Существуют ли другие способы переноса информации?

  4. Имеются ли в настоящее время другие компьютерные носители информации с большим объёмом?

  5. Давайте разберемся с их видами…

 5.Сообщение домашнего задания. 2 мин)

Учащимся раздаются карточки с домашним заданием, на которых написано какой вид основной деятельности будет выполнятся на компьютере. Речь учителя: Ваша задача:  купить компьютер нужной конфигурации, учитывая то, какую работу будут выполнять на данном компьютере. Стоимость комплектующих вы можете посмотреть в прайс - таблице компании “Элси”. Эти данные скачены с сервера данной компании. При покупке обратите внимание на гарантийный срок изделия. Данные о составе компьютера, выбранного вами запишите в электронной таблице. В первый столбик записывайте название комплектующего, во второй его цену. В последней строке, например 20-й, задайте итоговую ячейку по второму столбцу, в которой  будет подсчитываться сумма истраченных денег. Переходить из одной таблицы в другую можно при помощи панели задач. Оптимальным решением задачи будет считаться набор комплектующих компьютера, содержащий все необходимые устройства, для данного вида деятельности. После того, как найден оптимальный вариант, результат, как файл электронной таблицы, сохраните под именем “Цена Компьютера-№ своего варианта” в своей папке. Домашняя работа оценивается в 5 баллов.

Карточки с домашним заданием 

В-1: купить персональный компьютер для старшеклассника, определите по прайс - таблице стоимость компьютера.

 В-2: купить компьютер для кабинета математики ,в состав обязательно должен входить проектор. Определите по прайс - таблице стоимость компьютера. 

 В-3: купить компьютер для писателя, в состав компьютера обязательно должен входить принтер. Определите по прайс - таблице стоимость компьютера.

В-4: купить компьютер для ученого - математика. Определите по прайс - таблице стоимость компьютера.

 В-5: купить компьютер для учителя русского языка и литературы. Определите по прайс - таблице стоимость компьютера.

.В-6: купить компьютер для фотографа. Определите по прайс - таблице стоимость компьютера.

 В-7: купить компьютер для дизайнера - оформителя. Определите по прайс - таблице стоимость компьютера.

 В-8: купить компьютер для домохозяйки с маленькими детьми. Определите по прайс - таблице стоимость компьютера.

 В-9: купить компьютер для программиста. Определите по прайс - таблице стоимость компьютера. 

В - 10: купить компьютер для работы в сети Интернет. Определите по прайс - таблице стоимость компьютера.

Закрепление темы в игре «Несчастный случай».

Для этой части урока заготовлены карточки с вариантами:

В-1: Через 3 месяца после покупки сломался винчестер. Что будете делать?

В-2: Включили компьютер, а экран остался черным, хотя индикатор горит. Со времени покупки прошел год. Что будете делать?

В-3: Компьютер не реагирует на нажатие клавиши. Со времени покупки прошло два года. Что будете делать?

В-4: На клавиатуре стерлись подписи к клавишам. Со времени покупки прошло месяц. Что будете делать?

В-5: Вышел из строя винчестер. Со времени покупки прошло 6 месяцев. Что будете делать?

 В-6: Компьютер не реагирует на мышь. Со времени покупки прошло 3 года. Что будете делать?

 Учащимся сообщается что, правильно ответив на вопрос, записанный на карточке, они могут заработать еще 1 или 2 балла. Учащийся выходит и берет карточку, читает в слух вопрос. Ответ учащегося дополняется остальными детьми. Для проверки правильности ответа заранее заготовлен текстовый файл с вариантами ответов, за которые присуждаются баллы. После ответа детей правильные варианты ответов выводятся на центральном компьютере. Баллы, которые заработал ученик  сообщаются сразу.

6.Подведение итогов урока.

2Вопросы к классу:

  1. Перечислите выды долговременной памяти компьютера.

  2. Назовите носитель, имеющий самый большой объём информации.

  3. Назовите способы записи информации на компьютерные носители.

2Собщаются баллы, заработанные учащимися за активную работу на уроке.


Урок-семинар по теме «Программное обеспечение компьютера»

Здесь представлены карточки с заданиями, которые позволяют оценить уровень понимания учащимися темы, с практической точки зрения. Используя их учитель может сконструировать обощающий урок как считает нужным.

Карточка №1

  1. В каких приложениях можно создать гипертекст?

  2. В каком приложении удобнее всего создать визитку?

  3. В каком приложении можно построить диаграмму по количественным данным?

  4. В каких приложениях можно создать веб-страницу?

  5.  В каких приложениях можно создать структуру сайта?

  6. В каком приложении можно выполнить монтаж графики?

  7.  В каком приложении можно создать баннер?

Карточка №2

  1. С помощью чего можно создать страницу форм?

  2. В каких приложениях нельзя вставлять в документ гиперссылки?

  3. В каких приложениях можно задать автоматическую демонстрацию всего документа?

  4. В каких приложениях документ по умолчанию демонстрируется весь?

  5. В каком приложении и с помощью чего можно разгруппировать рисунок?

  6. В каком приложении можно задать цветовую модель?

  7. Назовите приложение, в котором нельзя создать документ.

Карточка №3

Установите соответствие между программой приложением и типом файлов, в которых они создаются:

Wmv  tif  pps  bmp  xls  pub  pcd  jpg  png  gif  fla  rtf  swf  htm  txt  doc

 

Word

PowerPoint

Photoshop

Flash

FrontPage

Excel

Publish

Movie Maker

Paint

Карточка №4

Установите соответствие между окном интерфейса и частью программного обеспечения, начертив стрелочки.

Окно программы – приложения

 

 

Система программирования

Диалоговое окно

 

 

 

Окно справки

 

 

Операционная система

Окно системы программирования

 

 

 

Окно папки

 

 

Прикладные программы

 На главную

Hosted by uCoz