На главную

Проектная технология как средство формирования информационно-технологической компетентности учащихся

Педагогические чтения 21 апреля 2009 года "Инновационные образовательные технологии ХХI века., ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Неудовлетворенность страны результатами школьного образования привела к необходимости его реформирования. Одно из стратегических направлений развития школьного образования – это решение проблемы личностно  ориентированного обучения, в котором личность ученика, студента, его познавательная деятельность была бы  центром педагогического процесса. Необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как информацию добывать, интерпретировать или создавать. Таким образом, акцент в образовании смещается с объяснительно – иллюстративных и репродуктивных методик в сторону проблемных, эвристических и исследовательских.

Решать эту проблему помогают новые педагогические технологии такие как:

·     обучение в сотрудничестве;

·     проектная технология;

·     разноуровневое обучение;

·     индивидуальный и дифференцированный подход и др. 

Проектная технология обучения,  позволяет решить следующие задачи:

·        уйти от информационно  репродуктивного обучения к информационно – деятельностному обучению;

·        повысить мотивацию обучения;

·        развить умение самостоятельно мыслить;

·        сформировать творческое  отношение к учебной деятельности;

·       самостоятельно искать способы технологического решения идеи своего проекта;

·        научить собирать информацию, анализировать её, делать выводы, представлять результаты работы;

·        сформировать качественный базовый уровень знаний предмета информатики основной и полной школы;

·        сформировать повышенный уровень владения новыми информационными и коммуникативными технологиями;

·        подготовить гимназисток к учебе в высших учебных заведениях.

Метод проектов позволяет учителю сформировать информационно – технологическую компетентность, то есть:

·        сформировать умения самостоятельно конструировать свои знания,

·        научить критически мыслить,

·        научить ориентироваться в информационном пространстве,

·        создавать условия для самовыражения личности учащихся, развития их творческих способностей,

·        развивать умения применять информационные технологии при решении интеллектуальных задач из любой сферы  учебной деятельности.

Данный метод в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи развивающего обучения: учащийся из объекта познавательной деятельности превращается в субъекта.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат. Чтобы добиться такого результата,  учащимся  необходимо уметь самостоятельно мыслить, ставить перед собой вопросы и решать их самостоятельно, привлекая для этого знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений,  устанавливать причинно – следственные связи.

Необходимость поиска новых методик была продиктована инновационным типом нашего учебного заведения и качественно новым техническим обеспечением учебного процесса. Методика использования проектной технологии применяется мною 6-й год. Проектную технологию я применяю в 8 – 11 классах  в урочной деятельности, в исследовательской деятельности учащихся, во внеклассной работе учащихся над творческими проектами. Исполнение проектов может быть индивидуальным, парным, групповым, состав исполнителей проекта зависит от характера и объема проекта. Темы проектов могут быть интегрированными с любыми предметными дисциплинами или быть монопредметными, независимо от количества участников и типа проекта.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20 – е годы прошедшего столетия в США. Его второе название - «метод проблем», и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В, Х. Кильпатриком, которые предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личном интересом в этом знании.

В России идея проектного обучения возникла практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году С. Т. Шацким была организована группа ученых, пытавшихся активно использовать этот метод в практике преподавания. При советской власти эти идеи сначала широко и непродуманно начали внедряться в школу, но в 1931 году метод был осужден постановлением ЦК ВКП(б). С тех пор в России не было серьезных попыток возродить эту педагогическую технологию. А в зарубежной школе метод проектов широко применялся и применяется в Германии, Франции, Италии, Бразилии, США и др. странах.

При разработке проектной образовательной технологии, я опиралась на идеи доктора педагогических наук Е. С. Полат и систему развивающего обучения академика АПН РФ Л.А. Занкова и профессора Ярославского института развития образования Г. К, Селевко.

Под проектную технологию подбирались методы организации учебной деятельности, педагогические приемы, формы учебных занятий. Таким образом, метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса, ибо вокруг проекта учащегося начинает образовываться такая система обучения, которая предполагает практическую направленность обра­зования.

Использование метода проектов способ­ствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки. Привлекательность проектного метода обучения состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом у школьников развиваются организацион­ные и рефлексивные способности. Учащиеся учатся планировать и оценивать результаты своей деятельности, а это, как правило, влияет на повы­шение интереса к учебе и улучшает результаты обу­чения.

Особенностью данного метода является ещё и то, что учащийся, выполняя проект, должен не только собрать необходимую информацию и создать интерактивный документ, но и защитить свой проек­т. Объективно оценить результат своей работы, а при более сложных коллективных проектах обяза­тельным является публичное обсуждение хода его выполнения. Этим самым решается комплекс педа­гогических задач, включающий в себя задачи фор­мирования у гимназисток чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе (при коллективном проекте), а также обуче­ние анализу своей деятельности и ее результатов, умению правильно и вовремя ее корректировать. При этом у школьников формируется умение опи­сать процесс своей деятельности, способность при­менять на практике полученные знания по базовым предметам. Таким образом, метод проектов позво­ляет формировать технологическую культуру и исследовательские навыки учащихся

В условиях проектной технологии обучения учитель приобретает иную  роль и функцию в учебном процессе. Он выступает в роли организатора активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не только на контроль знаний и умений учащихся, но и на  диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели традиционная, и требует от учителя более высокого уровня мастерства. Метод проектов требует, чтобы учитель владел еще и технологией «обучение в сотрудничестве». Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, учится вместе со своими товарищами, одноклассниками. Метод проектов предполагает, что учиться вместе будут и учитель, и ученики.

Методологические основы технологии заключаются в том, что

·                        обучение опережает развитие, происходит в зоне ближайшего развития учащегося,

·                        ребенок является субъектом педагогического взаимодействия, а не объектом воздействия педагогических средств,

·                        целью обучения становится не столько усвоение и накопление информации, сколько формирование способностей добывания информации и распоряжение ею, то есть формирование информационной компетентности,

·                        общение педагога с учащимися не только на коммуникативном и информационном уровне, но и на перцептивном – восприятие друг друга как личностей.

Задачи учителя при работе по этой технологии:

·                        найти значимые проблемы, имеющие практическое применение, и так преподнести их детям, чтобы они заинтересовались поиском решения;

·                        разработать основные пункты плана работы над проектом, указав временные рамки;

·                        контролировать ход работы над проектом;

·                        поставить перед учащимися те вопросы, которые они не учли во время самостоятельной работе над темой;

·                        если проблема становиться слишком всеобъемлющей, вовремя скорректировать объем работы или перераспределить её между учениками;

·                        обеспечить материальную и информационную базу для осуществления проекта.

Чтобы организовать деятельность учащихся, применяя метод проектов, нужно, прежде всего,  определиться с типологией проекта, ответив на вопросы:

1.Какая деятельность доминирует в проекте: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, практико-ориентированная, и пр?

2. Проект межпредметный или в рамках одной области знаний?

3.Как будет координироваться проект учителем: жестко, гибко, скрыто или явно?

4.Количество участников проекта?

5.Продолжительность роюоты?

Выбрав тему проекта, учитель, как организатор, должен определить выше перечисленные признаки проекта и организовать обучающий процесс, соответствующий типу проекта.

Применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, к области духовного производства – образованию, культуре – это явление новое для социальной действительности в нашей стране. В то же время согласно современной психолого – педагогической науке, творчество – понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового не существовавшего ранее, но и  в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, для самого субъекта). Проектная методика позволяет совместить решение двух, казалось бы, несовместимых задач: творческую активность индивида и работу в рамках технологического процесса.

Новая педагогическая технология в настоящее время обеспечена новыми информационными технологиями, которые позволяют, используя компьютерные коммуникации получить доступ к любой информации, опубликованной в сети Интернет, то есть решить проблему информационного обеспечения. Любой проект должен быть оформлен, Компьютер позволяет сделать это на современном уровне. Результаты работы над проблемой можно при желании опубликовать на сайте для поиска единомышленников или оппонентов. Компьютерные телекоммуникации позволяют общаться участникам проекта, даже если они находятся на разных концах земного шара. Социальные проекты можно осуществлять, используя опрос, проведенный в Интернете. Наконец, с помощью компьютерных технологий можно создать информационную модель исследуемого процесса, явления, объекта, предприятия. Вводя различные исходные данные в модель можно проводить эксперименты, корректировать модель, делать выводы, прогнозы, то есть проводить исследования, работая над биологическими, экономическими, физическими и другими проектами. На каждом этапе работы над проектом  компьютер можно использовать как эффективное средство обработки информации, как источник информации. Таким образом, использование проектной технологии востребовано в современной школе на качественно новом уровне


Алгоритм деятельности педагога и учащихся при работе над исследовательским проектом.

Такие проекты требуют хорошо продуманной системы, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Исследовательский проект  предполагает:

·        аргументацию актуальности взятой для исследования темы,

·        формулирование проблемы,

·        обозначение целей,

·        определение источников информации,

·        разработку путей решения проблемы,

·        обсуждение результатов каждого этапа,

·        оформление результатов исследования,

·        практическое внедрение.

Рассмотрим алгоритм работы по созданию проекта «Автоматизированный учет кадров». Актуальность проблемы состояла в том, что  документооборот  велся вручную. В десятом классе мы изучили тему «Информационно – поисковые системы». Тема проекта по времени органично вписалась в содержание предмета. Проект выполнялся в рамках научного   общества учащихся  «Эврика», то есть во внеурочное время. По временному признаку проект намечался как продолжительный: на него отводилось 6 месяцев. Был разработан план работы над проектом с временными ориентирами (приложение 1).

Каждый этап работы над проектом завершался обсуждением результатов работы. Роль учителя на каждом этапе менялась. На первом этапе, когда собиралась, систематизировалась и анализировалась информация о формах ведущихся  документов по  рабочему персоналу и о видах отчетности данной службы, задача учителя  заключалась больше в контроле за тем, чтобы учащаяся учла все нюансы работы службы.  На втором  этапе,  наиболее творческом для учащейся, роль учителя состояла в том, чтобы консультировать ее о возможностях информационно – поисковой системы «Microsoft Access»  и о приемах работы с таблицами баз данных. На третьем этапе к работе над проектом, а точнее для оценки результатов работы привлекались сотрудники данной службы. Они с учетом своих профессиональных знаний оценили выполненную работу, высказали критические замечания, которые были учтены при корректировке созданной базы данных. Причем на данном этапе обсуждение оказалось взаимовыгодным, так как работники службы увидели, на сколько можно модернизировать работу с документацией, если использовать компьютер. Работа по оформлению проекта велась под руководством учителя. Алгоритм работы над проектом приведен в приложении 2. Как результат работы над проектом получили демонстрационный вариант информационно – поисковой системы по учету кадров, содержащий часть реальной информации, и описание работы с этими системами. Для практического использования созданной базы данных нужно внести в них в полном объеме реальную информацию, вовремя пополнять новой информацией и перемещать в архивные базы данных  информацию о выбывших работников.

При создании данного проекта прослеживаются все признаки исследовательской деятельности:

Ø     выдвижение проблемы;

Ø     изучение предмета исследования;

Ø     систематизация и анализ, изученного материала;

Ø     структурирование информации;

Ø     эксперименты над созданной информационно – поисковой системой с целью устранения ошибок и оптимизации;

Ø     оформление;

Ø     презентация;

Ø     практическое внедрение.

Описанный проект можно определить как исследовательский, монопредметный, длительный, индивидуальный. В результате проект был успешно завершен и защищен на ежегодной  конференции научного общества учащихся «Эврика»

Приложение 1

План работы над проектом

«Автоматизированный учет движения кадров»

I.Изучение документооборота по заданной службе.

1.     Беседа с должностным лицом, ответственным за ведение данной документации.

2.     Изучение документов по учету и способов их корректировки и периодичности.

3.     Отражение  структуры таблиц и связей между ними на бумажном носителе.

4.     Изучение форм отчетности данной службы, создание бумажных образцов.

_____Обсуждение с учителем ( конец 1 четверти)______________

 II.Конструирование базы данных.

1.     Задание структуры таблиц.

2.     Минимальное заполнение таблиц.

3.     Задание связей между таблицами.

4.     Создание запросов.

5.     Создание форм для заполнения таблиц.

6.     Создание отчетов для вывода отчетной документации на принтер.

_____Обсуждение с учителем ( конец ноября)______________

 III.Отладка созданной базы данных.

1.     Наполнение таблиц с помощью форм.

2.     Работа по запросам.

3.     Проверка правильности форм отчетности.

4.     Предварительный просмотр проекта специалистами данной службы гимназии, сообщение замечаний для корректировки базы данных.

5.     Корректировка базы данных.

 _____Обсуждение с учителем (20 декабря)______________

 IV.Оформление проекта.

1.     Написание нормативной документации по проекту.

2.     Подготовка выступления по защите проекта.

3.     Предварительное прослушивание выступления учителем.

4.     Внесение изменений в выступление.

 _____Предварительная защита проекта (25 января)_______

 V.Защита и оценка проектной работы. (По плану научного общества гимназии)

Приложение 2

Алгоритм работы над исследовательским проектом

 «Автоматизированный учёт кадров».

Hosted by uCoz