Оптимальный психологический климат на уроке.

В любом деле требуется наиболее благоприятные условия, при которых предмет труда легче поддается рабочему воздействию. Применительно к уроку оптимальный психологический режим означает создание психологической атмосферы, при которой лучше всего протекает учебный процесс. Задача учителя создать у класса такое настроение, при котором все учащиеся охотно, энергично, даже весело и в то же время спокойно и ровно работали бы на протяжении всего урока. Такому режиму способствует хорошее, рабочее настроение учителя его благожелательное отношение к детям, специальные меры психологической зарядки учащихся, своевременная помощь затрудняющимся.

В классе не сложится нормальная рабочая обстановка, если учитель пришел в класс расстроенный или откровенно злой, если учитель не в состоянии скрыть своего равнодушия к ребенку и к работе, груб, придирчив, несправедлив. На все на это ребята очень чутко реагируют. В результате, не сложатся отношения учителя и детей и все это скажется отрицательно на ходе и результатах урока. Надо сказать так: учитель спрячь свои неприятности в карман, не срывай зло на детях, не обнаруживай дурных свойств своего характера на работе.

Молодые учителя портят рабочее настроение класса нередко не потому, что характер плох, а "по принципиальным соображениям." Они, почему то убеждены, что с ребятами надо всегда быть обязательно строгими (хотя строгость вовсе не в их характере). Получается нарочитость, дети ее замечают и реагируют совсем не так, как хотел бы учитель - "не боятся". На уроках надо быть самим собой ребята любят веселых остроумных учителей и в то же время  строгих.

Одной из главных составляющих оптимального психологического режима - вера учителя в своих учеников, в то что они это поймут и выучат.

Проверено экспериментально, что у учителя верящего в высокие способности учащихся, последние и в самом деле начинают лучше учиться. И надо не бояться высказывать вслух и как можно чаще свою уверенность в том, что ребенок справится с поставленной задачей. Учитель, заведомо считающий учеников тупыми и ленивыми, никогда не добьется успеха.

Особенно важно для поддержки психологического режима замечать и подчеркивать даже самые незначительные достижения ребенка. Пускай он еще не решил задачу, а только сделал первый правильный ход, надо сказать ему об этом, вселить в него уверенность в своих силах, особенно это важно для наших детей.

Психологическое состояние класса, пришедшего на урок, надо всегда учитывать и начинать урок в зависимости от этого. Если дети утомлены, вялые, то нужно провести какую то психологическую разрядку, поговорить с ними о том, что им интересно или о чем-то смешном, чтобы дети отдохнули и оживились.

Противоположный вариант -  класс пришел взбудораженный, совершенно не настроенный на серьезную работу. В данном случае надо постараться сразу взять инициативу в свои руки, переключить энергию детей на выполнение какого-то задания по предмету. Причем задание это должно быть интересным, требующим смекалки или нестандартного мышления, чтобы дети вовлеклись сначала в решение этого задания, а потом в серьезную работу незаметно для себя.

В течение всего урока учитель должен постоянно контролировать психологическое состояние класса. При планировании уроков требуется включать в урок элементы урока, позволяющие детям встряхнуться или физически или эмоционально. Хороший эффект дает проведение физкультминутки и логической разминки. Логическую разминку лучше проводить в начале урока, а физкультминутку в средине урока.

Большое значение в формировании отношения учащихся к данному учителю и данному предметы имеет настроение, с которым ученик покидает класс после урока. Задача учителя не только с настроением начать урок., провести его на подъеме, но и правильно закончить. Подводя итоги урока, учитель должен обязательно сообщить детям, какие они получили оценки за урок, и прокомментировать их. Хороших похвалить еще раз, средних - нацелить на достижение более высоких результатов, у двоечников выяснить, почему они плохо подготовились к уроку, и может быть не ставить им на первый раз двойку.

Учитель на уроке, как артист на сцене, должен быть всегда достоин своего места и роли.

На главную

Hosted by uCoz