Рейтинговая система оценки знаний
Описание системыСуть разработанной рейтинговой системы заключается в следующем: за все виды работ учащимся выставляются баллы, а в конце четверти вычисляется относительный рейтинг учащегося. Поясню, как определяются баллы школьникам за различные виды учебной деятельности. Перед тем, как дети приступят к выполнению работы, учителем объявляется максимальное количество баллов, которое можно получить, выполнив все задания этой работы в полном объеме. |
Примеры:
Контрольная работа на весь урок состоит из 5 заданий. Максимальное количество баллов равно 10. Такое количество баллов дает возможность учесть, в том числе и задание, сделанное на половину.
Самостоятельная работа на 15 минут состоит из 3 заданий. Максимальное количество балов равно 6.
Тестирование – количество правильных ответов и составит сумму баллов, которые получит ученик за работу.
Устные ответы учащихся при повторении пройденного и при изучении нового оцениваются: один правильный ответ – один балл. За урок учащийся может получить 1, 2, 3, и.д. баллов.
За рефераты, доклады и проекты баллы определяются дифференцированно в зависимости от сложности и объема работы и качества выполнения. Количество баллов, выставляемых за такие работы, можно обсудить со всем классом.
Учитель в журнале в соответствующие столбцы выставляет баллы, заработанные учащимися на данном уроке. Для всех видов контрольных и проверочных работ внизу столбца отмечает максимальное количество баллов, которое можно было получить. Сравнив количество баллов, полученное детьми за предложенную работу, с максимумом учитель видит уровень усвоения темы классом. Детям сообщаются баллы набранные за каждый урок.. В дневник баллы по каждому предмету выставляются в соответствующие ячейки причем, если это баллы за проверочную работу, которую выполнял весь класс, то в скобочках рядом ставится максимальное количество баллов по этой работе. В таком случае и родители, и дети видят каков уровень знаний по этой теме.
Если ученик пропустил некоторые общие проверочные работы, то он заинтересован выполнить их во внеурочное время, иначе у него будет низкий рейтинг – мало баллов по предмету. При подведении итогов учебы за четверть или полугодие, подсчитывается общая сумма баллов, набранная учащимся. Кроме того, учитель сообщает максимально возможное количество баллов за четверть, суммируя максимальные баллы за все общие обязательные работы, проведенные за данный период времени. Далее вводится относительная величина в процентах, которая нагляднее отражает качество знаний учащегося по предмету. Вычисляется рейтинг в процентах по формуле:
Р=(К/М)*100, где
М-сумма баллов за обязательные проверочные работы,
К-баллы, набранные конкретным учеником.
В качестве итоговой оценки за четверть выставляется величина Р, которая отражает уровень знаний каждого ученика гибко, дифференцировано и объективно. Причем она не зависит от того, как конкретный учитель оценивает конкретные работы в баллах по своему предмету.
Например, рейтинг учащихся 10 -а класса в относительных показателях получился следующий:
I группа - 3 человека, рейтинг составил 90%-116%
II группа - 13 человек, рейтинг составил 70%-89%
III группа - 7 человек, рейтинг составил 50%- 69%
IV группа - 1 человека. рейтинг составил 45%
Эта величина и выставляется в качестве оценки в журнал, а при окончании обучения в аттестат.
При выставлении оценки за любую работу учителю очень часто приходится выбирать, что поставить: “2” или “3”, “3” или “4”, “4” или “5”. Все знают, что в результате “3” одного ученика отличается от “3” другого, как небо и земля. Но нет оценки “3,5” и приходится подтягивать к тому или иному значению. Рейтинговая система снимает все эти проблемы: сколько баллов заработал, столько и ставиться.
При фронтальной работе с классом хочется оценить работу всех детей, даже если ребенок ответил один раз. Но при пятибалльной системе за один правильный ответ “5” не поставишь. слишком легковесная получается “5”. По рейтинговой системе, сколько раз за урок ученик ответил правильно, столько баллов и ставится.
Если ученик не готов к уроку и не знает пройденного материала , ему можно поставить “–1” или “–2” и так далее
При проведении тестирования приходится ставить “4” и за 18 правильных ответов и за 15 (если тест состоял из 20 вопросов), но это несправедливо. Рейтинговая система позволяет ставить в качестве оценки количество баллов равное количеству правильных ответов.
Система дает возможность точно оценить любую письменную работу. В зависимости от объема и уровня сложности задания учитель назначает соответствующее количество баллов.
По данной системе в журнале пропорционально отражена важность каждой контрольной и проверочной работы.
При выставлении итоговых оценок не надо гадать какую поставить оценку, если средний балл получается “4,5” или “3,5” или “2.5”. Подсчитываешь баллы ученика, делишь их на максимум и умножаешь на 100.
По этой системе, за счет того, что она более объективная и критерии имеют очень высокий диапазон, меньше травмируется психика ребенка негативным результатом.
Активность учащихся на уроках по этой системе резко возрастает, так как они заинтересованы в накоплении большего количества баллов, и баллами, полученными за активную работу на уроке или за реферат, могут исправить не очень хорошие результаты проверочных и контрольных работ.
Исключено появление в журнале случайных двоек, которые приходиться учитывать при выставлении итоговых оценок по пятибалльной системе.
Преимуществом этой системы, я считаю и то, что она не ограничена никакой постоянной величиной и может отразить выдающиеся способности выпускника по любой дисциплине.
Я думаю, что еще может возникнуть вопрос, а кого считать успевающим, а кого нет. В данном случае можно придерживаться старых критериев или разработать новые. Применяя старые, можно считать неуспевающими тех, у кого результат меньше 50. А можно разработать новые, по которым неуспевающих вообще не будет.
В конце четверти приходится немного посчитать, подводя итоги. Но считать приходится по любой системе. А если вести электронный журнал, то в него надо только один раз занести формулы расчета, а затем только выставлять текущие результаты.
Нужно некоторое время, чтобы дети привыкли. Для этого достаточно 1-2 месяца.